"Мы выезжали в три утра, и, когда оставалось пять минут до выезда в аэропорт Милана, нашему тренеру позвонили и сказали, что все аэропорты в Украине бомбят, началась война. Никто сначала не понял, что это на самом деле. Все начали подключаться к Wi-Fi, звонить родным… Мы поняли, что мы уже никак не попадем в Украину.
Когда началось вторжение, конечно, никто уже не хотел никуда ехать. Вся подготовка ушла в никуда, потому что все начали спать по 3-4 часа в сутки. Была тревожность, никто не мог спокойно тренироваться. Всегда сидели с гаджетами, чтобы понимать, что и как, списывались с близкими – они отписывали или в подвале, или дома. Мы до последнего думали, что не уедем. Но наш руководитель Валерий Сушкевич сказал, что мы должны ехать. Мы понимали, если мы не поедем на игры, то об Украине вообще забудут.
Я только путина тогда хотела прибить своими же руками. Только он, гад, прячется. Вообще-то я понимала, если не выйду на старт, то мы сдадимся. Вы понимаете, это как на войне. "Нет, я больше не хочу соревноваться", – как это? Это же наше поле битвы, и мы должны были защищать Украину. Не выйти на старт – это все равно что солдат сказал бы: "Я не хочу сегодня идти на войну". Мы должны были бороться до последнего, поэтому выходили и показывали, на что способны.
Мне уже было на Паралимпиаде тяжело перед последней гонкой. Я понимала, что надо возвращаться. Но куда возвращаться? Я хочу только в Украину в родной город – в Харьков. Я не желаю жить в чужой стране.
Я в Польше, здесь мой отец. Мне повезло. Он приезжал во Львов, хотел уйти воевать, а ему уже 61-й год. Его раз отослали. Он снова вернулся, и его снова отправили. У меня еще только первые старты в Пекине должны начинаться, а отец говорит: "Я пойду воевать". Ох, тоже было тяжело это выдержать. Когда сказали, что его не принимают, стало легче, ведь он остался жив и невредим. Но, с другой стороны, это был его выбор – он хочет защищать страну.
Отец уже долгое время работает в Польше. Но большее количество родственников осталось в Украине. Поэтому я хочу вернуться. Я боюсь возвращаться? Нет, потому что я – спортсменка-паралимпийка. Я ничего не боюсь. Если ты уверен, что будешь жить, ничего не остановит. Если бы была возможность, я бы пошла воевать. Но из-за плохого зрения не берут, поэтому буду заниматься волонтерством", – рассказала Шишкова для "Суспільне.Спорт".
Напомним, что Украина на Паралимпиаде выиграла 29 наград (11 золотых, 10 серебряных и 8 бронзовых) и заняла второе место в медальном зачете.