УКР РУС

"Одна шайба прилетела мне в лоб, а вторая в объектив": легендарный фотограф о Блохине, Дерюгиной и Скнилове

29 июля 2025 , 01:05 / Читати українською

Именитый украинский фотограф Евгений Кравс поделился интересными историями своей многолетней карьеры.

– Вы часто выполняли функции фотографа сборной Украины. Это настоящее признание для фотографа.

– За 25 лет я был на 42-х выездных матчах сборной. Дважды снимал главную команду страны на Уэмбли, фотографировал на Сан-Сиро, в Париже, работал на двух чемпионатах Европы. Начинал еще при Сабо, ездил с Маркевичем, Шевченко и Ребровым.

Блохин штрафовал Хачериди на 12 тысяч долларов по бессмысленной причине: "Ввел обязательное правило"

Но самый интересный опыт у меня был с Олегом Блохиным, когда я еще не работал в сборной. Я поехал в командировку в Киев от "Экспресса" и имел договоренность на Кубке Дерюгиной записать интервью, собственно, с Ириной Дерюгиной и с ее бывшим мужем Олегом Блохиным.

– С кого начали?

– С Ирины Ивановны. Это было за день до турнира, поэтому, несмотря на предварительные договоренности, она отказала мне: "Не имею настроения, завтра важное соревнование". Встретился с Олегом Владимировичем в ресторане, поговорили и я ненароком рассказал, что Дерюгина отказалась от интервью. "Как не хочет интервью?" – удивился Блохин. Он пообещал поспособствовать и мы даже в шутку поспорили на бутылку шампанского, что ему это не удастся. Я проиграл – Олег Владимирович организовал мне интервью. До сих пор должен ему шампанское (Улыбается).

– Фотографы за воротами находятся на линии огня. В вас часто прилетал мяч?

– Часто. Но что такое мяч? Дома я храню две шайбы. Одна из них задела мне лоб, а вторая прилетела в объектив, который отдал и боднул по носу. В киевском Дворце спорта когда-то была дырявая сетка за воротами, а не оргстекло, которая шайбу не удержала. А в другой раз на львовском Медике мне прилетело от хоккеиста, который имел один из самых сильных бросков в нашей лиге ..

– Вы фотографируете не только футбол. Пожалуй, самая тяжелая съемка в вашей карьере датирована 27 июля 2002-го?

– Да, я был на Скниловском аэродроме в день трагедии. В тот день я был очередным фотографом в газете. Взял сына с собой и пошел смотреть на выставку самолетов. До конца не дождались, было жарко, поэтому малый предложил уйти. Ужас произошел в момент, когда мы уже находились у выхода. Я отреагировал мгновенно – закрыл сына в машине и побежал обратно. Не сразу сориентировался, что самолет упал на людей. Прорвался через охрану, сфотографировал летчиков, которые катапультировались. У меня как раз пленка закончилась. Понял, что надо действовать мгновенно.

– Как вышли из ситуации?

– Кто-то из людей продал мне две пленки Kodak по 36 кадров – я заплатил бешеные деньги. Взялся снимать все, что видел, и использовал пленку почти полностью, пока меня не задержала милиция. Затащили меня в автомобиль, где работник СБУ начал требовать пленку с фотографиями. Я отказался делиться, поэтому на меня надели наручники и оставили рядом с молодым парнем-сержантом. Мол, разберемся с тобой потом, а сейчас есть дела поважнее.

– Вы сохранили фотографии?

– Пока тот парень отворачивался, я заменил пленку в фотоаппарате. Когда вернулись его руководители, я согласился отдать им пленку. Мне сняли наручники, а я демонстративно достал из фотоаппарата и засветил пустую пленку. Ни вам, ни мне! В конце концов, вырвался, вернулся к сыну в машину и бросился проявлять фото. Так на следующий день вышел спецвыпуск "Экспресса" о Скниловской трагедии, – рассказал Евгений Кравс в интервью для Футбол 24.